Координаты чудес

Самая удивительная теория чудес, которую мне доводилось читать, принадлежала физику Роберту Бойлю. Увы, он не излагает ее систематически; его взгляды разбросаны по многим эссе. Недавно мне попалась книга, собравшая их вместе
http://books.google.com/books?id=Do_iKlGo75IC
(немного из нее здесь http://plato.stanford.edu/entries/boyle/#2)

Обычно чудеса рассматривают как свидетельства существования Б-га, но именно этот взгляд Бойль систематически отвергал. Существование Б-га является самоочевидной истиной, требующей не доказательств, а демонстраций. Все, что логически непротиворечиво, где-нибудь существует. Таким образом, единственное допустимое доказательство несуществования Б-га заключается в демонстрации логического противоречия между Его аттрибутами.

Что достоверно не существует, так это т.н. “законов природы”. У природы их нет, она аморфна и бесструктурна. Сколько лет твердили, что природа не терпит пустоты, а его вакуумный насос показал обратное.

Это означает, что существуют лишь локальные закономерности, да и для тех есть исключения. Закон существует один – воля Б-га, и она обнаруживает себя в этих закономерностях столь же, сколько в их нарушениях. Задача науки, по Бойлю, заключается в том, чтобы доказать, что у природы нет законов. “Научные методы” (а Бойль их родоначальник) были придуманы им для этой цели, а вовсе не для открытия “законов природы”, как полагают нынешние апологеты этих методов. Бойль полагал, что “естественное” состояние природы – хаос, существовавший до творения; акт творения состоял в имплементации правил взаимодействия. В этом он противоположен Лейбницу, согласно которому “беззаконие” логически невозможно. Сложность постижения мира Бойль объяснял тем, что тот был сперва создан для ангелов, и для их интеллекта он был прост. Мир, наблюдаемый вокруг, для него лишь один из многих: в мирах иных и материя другая, и правила другие, и сотворены они иначе. Какие уж тут “чудеса”…

Зачем же нужны чудеса? Они нужны, чтобы научить нас сокровенным истинам об устройстве нашего собственного мира. Мы не ангелы, без подсказки не дотумкаем. Бойль возвращается к этой мысли неоднократно, и самый поразительный пример – здесь

Click to access Resurrection%2C%20Boyle.pdf

Я о нем как-то уже писал http://shkrobius.livejournal.com/362817.html

Бойль рассматривает воскрешение из мертвых в Судный День. Что говорит о мире возможность такого чуда? Замечу, что именно эти соображения, а вовсе не “научные методы”, легли в основе “научной” (корпускулярной) теории, ставшей нашей атомной теорией.

Такие теории стары как мир; однако, никто до Бойля не предлагал, что атомы ДОЛЖНЫ быть идентичны. Для него же это естественное следствие корпускулярной теории примененной к воскрешению мертвых. Если тела мертвецов разлагаются на атомы, а те, совершая круговорот, становятся атомами в новых человеческих телах, то получится, что за долгое время тела разных людей будут состоять из одних и тех же атомов, а тогда невозможно одновременно их всех воскресить из мертвых даже в принципе, т.к. они делили бы одни и те же атомы. Получаем логическое противоречие, а против таких противоречий чудеса бессильны. Значит, тела будут воскрешены из инородных атомов; но ведь сказано, что это воскрешение (!) из мертвых, а не синтез de novo. Такое возможно, только если все атомы одного сорта полностью идентичны. Toгда тела, состоящие из одних и тех же атомов, будут абсолютно идентичны: никакой физический эксперимент в принципе не может обнаружить разницу. Таков наш мир, и это прямо следует из чуда воскрешения.

Потом Бойль задумывается: но ведь наше “я” не меняется, хотя атомы в теле меняются. Тело телом, а душа – душою, человек – не только его тело. То же верно про любое тело: это не просто набор атомов, но и принцип их объединения. Так, отметим, и есть с точки зрения нашей физики (есть частицы, а есть волновые функции, которые их описывают). Частицы можно клонировать, но корреляции между ними, описываемые этими функциями, клонировать невозможно. Но таким образом появляется принципиальная возможность различения воcкрешенного тела от его оригинала, которой не может быть.

Бойль обдумывает эту проблему и предлагает сл. решение: такие корреляции могут быть слабыми или сильными, и их можно собрать в концентрированном виде в малой части тела, которая избегает круговорота атомов и доживает до Судного Дня; во время воскрешения из мертвых корреляции восстанавливаются из сохраненной малой части в новой коллекции атомов так, что опять принципиально невозможно отличить подлинник от оригинала ни в каком физическом эксперименте, т.к. такой экперимент разрушает самые слабые корреляции. В качестве такой части тела Бойль предлагает кости и тем объясняет, почему Писание настаивает на определенных правилах захоронения тел.

Это эссе о воскрешении мертвых – лишь один пример такого рода. Пророчество наталкивает Бойля на мысли о характере времени, и т. п.

Взгляд на описания чудес как инструкцию для будущих физиков о том, какие выбирать теории о мире, весьма оригинален, и я бы списал его как безумную идею, если бы не одно обстоятельство.

Роберт Бойль и его теории лежат в основании всей нашей химии и физики.

About shkrobius

All Nature is but Art, unknown to thee; all chance, direction, which thou canst not see, all discord, harmony not understood, all partial evil, universal good: and, spite of pride, in erring reason's spite, one truth is clear, whatever is, is right. PS: This is a mirror; my home is http://shkrobius.livejournal.com
This entry was posted in Uncategorized. Bookmark the permalink.

Leave a comment